Секция 4. «Иммерсивные технологии и когнитивные аспекты их применения»

Секция 4. «Иммерсивные технологии и когнитивные аспекты их применения»

  1. Когнитивная инженерия представляет собой метод исследования с использованием когнитивной психологии для проектирования и разработки инженерных конструкций и систем, а также для поддержки когнитивных процессов пользователей.
  2. «Человек-робот»-взаимодействие — пересечение информатики и поведенческих наук, это поле включает в себя изучение, планирование и проектирование взаимодействия между людьми (пользователями) и робототехническими системами. Внимание к человеко-машинному взаимодействию имеет важное значение, так как плохо спроектированные интерфейсы могут привести ко многим неожиданные проблемам, техногенным чрезвычайным ситуациям и даже катастрофам.
  3. Любой интерфейс можно рассматривать как систему, состоящую из динамически обновляемой информации (графика, текст, звук, анимация и т.д.), посредством которой оператор может более или менее эффективно взаимодействовать с робототехнической системой (РТС) и/или комплексом, а также из психофизиологических механизмов, благодаря которым информация, полученная от РТС, с той или иной степенью адекватности воспринимается пользователем.
  4. Проблема создания эргономичного интерфейса возникла задолго до появления первых компьютеров и в век робототехники приобрела доминирующие значение. Вот что пишет автор статьи «Когнитивный инжиниринг» (https://old.computerra.ru/204873/) об элементах эргономичного визуального интерфейса: «Во-первых, он отображается на экране монитора и состоит из ряда участков, часть которых являются наиболее активными, то есть бросающимися в глаза. Во-вторых, цветовая схема элементов интерфейса должна быть построена на основе знаний психофизиологии цвета. В частности, красный цвет — сигнал опасности, зеленый — сигнал штатной ситуации и т.д. В-третьих, гарнитуру шрифта, его размер, начертание, а также варианты расположения текстовых блоков на странице необходимо выбирать в соответствии со степенью их важности для целевой аудитории. Наконец, это удобная и интуитивная система навигации (но отнюдь не квест с малопонятными метафорами). И последнее (по порядку, но не по значимости): интерфейс программы должен адекватно моделировать реальные производственные ситуации, возникающие в той или иной области применения».
  5. Участники данной секции — создатели программных интерфейсов для робототехники — должны ориентироваться в своей работе не только на типичного среднего пользователя, но и на основные правила когнитивной инженерии и эргономики, а также других когнитивных методов современного мира машин и человека.

Другие секции конференции